Витрина - это визитная карточка магазина, средство для привлечения внимания покупателя и мотивации для того, чтобы зайти в магазин. Грамотно оформленная, она может рассказать покупателю буквально все о торговой марке: ее ценности для покупателя, позиционировании, стиле одежды и даже дать общее представление о стоимости товаров, находящихся внутри магазина.
Остановитесь и посмотрите внимательно на витрины магазинов в любом торговом комплексе. Вы обнаружите, что некоторые вам нравятся, а некоторые почему-то нет. Если же не присматриваться к ним внимательно, то из всего ряда в галерее взгляд выберет наиболее привлекательные. Секрет успеха обусловлен грамотным применением маркетинговой концепции AIDA (attention - внимание, interest - интерес, desire - желание, action - действие). Привлечь внимание покупателя, заинтересовать его, сделать так, чтобы он проявил желание зайти в магазин, и побудить его к действию - вот задача любой витрины.
При всем многообразии средств для оформления витрин, а это могут быть и интересные неожиданные композиции, и огромные яркие надписи «Скидки 40%, 50%, 70%», и просто удачно одетые и расставленные манекены, очень важное значение имеет грамотная подсветка. Попытаемся дать несколько общих рекомендаций по освещению витрин и выделить три основные концепции.
Первый и основной совет, без которого все остальные теряют смысл, - светильники для освещения необходимо располагать таким образом, чтобы свет не бил в глаза при взгляде на витрину.
Реализовать это правило возможно, если располагать лампы как можно ближе к стеклу (внешней границе витрины) и направлять их внутрь. Традиционно такую подсветку выполняют при помощи встраиваемых поворотных светильников или прожекторов для трековых систем освещения, установленных в потолок витрины. Однако возможны варианты установки прожекторов на шинопроводе на полу или на боковых стенках.
Для подсветки витрин принято использовать металлогалогенные или галогенные светильники направленного света, обычно применяемые для акцентного освещения магазинов. Их мощность и тип лампы определяют два общих подхода к освещению.
Первый, условно назовем его «сделай как можно ярче», основан на равномерном освещении всего пространства витрины большим количеством светильников. Для его реализации целесообразно использовать металлогалогенные светильники мощностью 70 или 150Wc любыми типами лампы и отражателями. Уровень освещенности витрины, выполненной в данной концепции, может достигать 3 000 и даже 5 000 люкс. Такой подход подойдет магазинам с агрессивными концепциями продаж: молодежной одежды, спортивных товаров, дискаунтерам.
Несколько лет назад, когда металлогалогенные светильники завоевывали российский рынок осветительного оборудования и стремительно получили широкое распространение в освещении магазинов, ярких витрин было очень много. Это наиболее простой способ выделить свой магазин на фоне соседних и привлечь внимание покупателя. «Гонка вооружений» под девизом «кто сделает ярче» закончилась, когда ярко освещенных витрин стало слишком много и они перестали быть выгодным отличием магазина от конкурентов.
Представьте себе, что вы стоите в торговом комплексе среди одинаково ярко освещенных витрин: глазу просто не за что зацепиться! В данном случае менее интенсивно освещенная витрина, скорее всего, привлечет ваше внимание. Помните AIDA? Attention - внимание у вас уже есть, а дальше все уже зависит от следующих компонентов.
Основой второго подхода, условно назовем его «художественная подсветка», является акцентное освещение отдельных элементов, предметов, деталей внутри витрины. При сохранении достаточно большого количества светильников для освещения данная концепция требует уменьшения мощности каждого светильника и ограничения угла рассеивания светового потока значением 40-45 градусов.
Для реализации данной концепции подойдут галогенные светильники с применением ламп AR111. Такие лампы прожекторного типа выпускаются в различных вариантах угла рассеивания светового потока 8, 24 и 45 градусов, что позволяет создавать концентрированную подсветку деталей интерьера витрины. Что касается светильников и прожекторов с использованием металлогало-генных ламп, то в рамках данной концепции возможно использовать металлогалогенные светильники и прожектора с лампами G12, G8,5, CDMR-PAR30 PHILIPS(HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS(GX8,5 OSRAM) мощностью 20,35 и 70W. Некоторые современные модели металлогалогенных встраиваемых светильников и металлогалогенных прожекторов для установки на шинопровод с лампами G12 и G8.5 имеют два варианта отражателей, например, 10 и 40 градусов, что также позволяет ограничивать угол рассеивания светового потока. Металлогалогенные лампы CDMR-PAR30 PHILIPS (HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS (GX8.5 OSRAM) подобно лампам AR111 имеют различную «градусность» самой лампы.
Количество светильников для освещения одного объекта внутри витрины, например, манекена, может варьироваться от трех до семи, в зависимости от мощности и типа лампы. Возможны различные комбинации светильников: галогенные точечные светильники или галогенные светильники под лампы AR111 8 или 24 градуса в сочетании с металлогалогенными светильниками мощностью 70W и отражателем 40 градусов, галогенные светильники AR111 45 градусов в сочетании с такими же светильниками 8 и 24 градусов и так далее.
Мы сейчас не говорим о конкретном типе оборудования (карданные светильники или встраиваемые поворотные, прожектора для шинопровода или установленные на настенном креплении), т. к. это зависит от особенностей конкретной витрины и ваших предпочтений по дизайну.
Вне зависимости от типа осветительного оборудования, если вы выбрали данную концепцию, придерживайтесь принципа акцентного освещения отдельных элементов интерьера витрины достаточным (от трех до семи) количеством светильников небольшой (от 20 до 70W) мощности. Второй подход к освещению витрин в большей степени подойдет торговым компаниям, ориентированным на средний и высокий ценовые сегменты. Однако в последнее время освещение в этом стиле витрин менее дорогих магазинов тоже не редкость.
В связи с появлением и развитием новых технологий освещения и типов осветительного оборудования возможно выделить третье направление, которое можно назвать креативным. В данном подходе традиционные источники освещения, светильники и прожектора, уступают место световым конструкциям с использованием светодиодов и других новинок осветительного оборудования.
Помимо конструкций с применением моноцветных или RGB (с возможностью изменения цвета свечения светильника) светодиодных светильников и светодиодного дюралайта, могут использоваться светящиеся материалы на полупроводниковой основе, в частности тонкие светящиеся панели, которые к тому же можно сгибать и резать, неоновые конструкции, диммируемые (с возможностью плавной регулировки интенсивности освещения) системы освещения. Технический прогресс не стоит на месте, и, возможно, уже в недалеком будущем нас с вами ждут интерактивно освещаемые витрины. Поживем - увидим! Какой бы подход к освещению витрины своего магазина вы ни выбрали, помните о главном: витрина - это первое впечатление покупателя о магазине. Не стоит экономить на ее оформлении и освещении, если вы хотите видеть покупателя в вашем магазине.
Сергей Исполатов
Журнал «Модный magazin» №4(72) апрель 2009