Освещение витрин

Витрина - это визитная карточка магазина, средство для привлечения внимания покупателя и мотивации для того, чтобы зайти в магазин. Грамотно оформленная, она может рассказать покупателю буквально все о торговой марке: ее ценности для покупателя, позиционировании, стиле одежды и даже дать общее представление о стоимости товаров, находящихся внутри магазина.
 
Остановитесь и посмотрите внимательно на витрины магазинов в любом торговом комплексе. Вы обнаружите, что некоторые вам нравятся, а некоторые почему-то нет. Если же не присматриваться к ним внима­тельно, то из всего ряда в галерее взгляд выберет наиболее привлекательные. Секрет успеха обусловлен грамотным при­менением маркетинговой концепции AIDA (attention - внимание, interest - интерес, desire - желание, action - действие). При­влечь внимание покупателя, заинтересо­вать его, сделать так, чтобы он проявил желание зайти в магазин, и побудить его к действию - вот задача любой витрины.
При всем многообразии средств для оформления витрин, а это могут быть и интересные неожиданные композиции, и огромные яркие надписи «Скидки 40%, 50%, 70%», и просто удачно одетые и рас­ставленные манекены, очень важное значе­ние имеет грамотная подсветка. Попыта­емся дать несколько общих рекомендаций по освещению витрин и выделить три основные концепции.
Первый и основной совет, без которого все остальные теряют смысл, - светильни­ки для освещения необходимо располагать таким образом, чтобы свет не бил в глаза при взгляде на витрину.
 
Реализовать это правило возможно, если располагать лам­пы как можно ближе к стеклу (внешней гра­нице витрины) и направлять их внутрь. Традиционно такую подсветку выполняют при помощи встраиваемых поворотных све­тильников или прожекторов для трековых систем освещения, установленных в пото­лок витрины. Однако возможны варианты установки прожекторов на шинопроводе на полу или на боковых стенках.
 
Для подсветки витрин принято исполь­зовать металлогалогенные или галоген­ные светильники направленного света, обычно применяемые для акцентного освещения магазинов. Их мощность и тип лампы определяют два общих подхода к освещению.
Первый, условно назовем его «сделай как можно ярче», основан на равномерном освещении всего пространства витрины большим количеством светильников. Для его реализации целесообразно использо­вать металлогалогенные светильники мощ­ностью 70 или 150Wc любыми типами лам­пы и отражателями. Уровень освещенности витрины, выполненной в данной концеп­ции, может достигать 3 000 и даже 5 000 люкс. Такой подход подойдет магазинам с агрессивными концепциями продаж: моло­дежной одежды, спортивных товаров, дискаунтерам.
Несколько лет назад, когда металлогало­генные светильники завоевывали россий­ский рынок осветительного оборудования и стремительно получили широкое распро­странение в освещении магазинов, ярких витрин было очень много. Это наиболее простой способ выделить свой магазин на фоне соседних и привлечь внимание поку­пателя. «Гонка вооружений» под девизом «кто сделает ярче» закончилась, когда ярко освещенных витрин стало слишком много и они перестали быть выгодным отличием магазина от конкурентов.
 
Представьте себе, что вы стоите в тор­говом комплексе среди одинаково ярко освещенных витрин: глазу просто не за что зацепиться! В данном случае менее интенсивно освещенная витрина, скорее всего, привлечет ваше внимание. Помните AIDA? Attention - внимание у вас уже есть, а дальше все уже зависит от следующих компонентов.
 
Основой второго подхода, условно назо­вем его «художественная подсветка», явля­ется акцентное освещение отдельных эле­ментов, предметов, деталей внутри витрины. При сохранении достаточно боль­шого количества светильников для осве­щения данная концепция требует уменьше­ния мощности каждого светильника и ограничения угла рассеивания светового потока значением 40-45 градусов.
Для реализации данной концепции подой­дут галогенные светильники с применением ламп AR111. Такие лампы прожекторного типа выпускаются в различных вариантах угла рассеивания светового потока 8, 24 и 45 градусов, что позволяет создавать концен­трированную подсветку деталей интерьера витрины. Что касается светильников и про­жекторов с использованием металлогало-генных ламп, то в рамках данной концепции возможно использовать металлогалогенные светильники и прожектора с лампами G12, G8,5, CDMR-PAR30 PHILIPS(HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS(GX8,5 OSRAM) мощностью 20,35 и 70W. Некоторые совре­менные модели металлогалогенных встраи­ваемых светильников и металлогалогенных прожекторов для установки на шинопровод с лампами G12 и G8.5 имеют два варианта отражателей, например, 10 и 40 градусов, что также позволяет ограничивать угол рас­сеивания светового потока. Металлогало­генные лампы CDMR-PAR30 PHILIPS (HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS (GX8.5 OSRAM) подобно лампам AR111 име­ют различную «градусность» самой лампы.
Количество светильников для освещения одного объекта внутри витрины, например,  манекена, может варьироваться от трех до семи, в зависимости от мощности и типа лампы. Возможны различные комбинации светильников: галогенные точечные све­тильники или галогенные светильники под лампы AR111 8 или 24 градуса в сочетании с металлогалогенными светильниками мощ­ностью 70W и отражателем 40 градусов, галогенные светильники AR111 45 градусов в сочетании с такими же светильниками 8 и 24 градусов и так далее.
 
Мы сейчас не говорим о конкретном типе оборудования (карданные светильники или встраиваемые поворотные, прожектора для шинопровода или установленные на настен­ном креплении), т. к. это зависит от особен­ностей конкретной витрины и ваших пред­почтений по дизайну.
 
Вне зависимости от типа осветительного оборудования, если вы выбрали данную кон­цепцию, придерживайтесь принципа акцент­ного освещения отдельных элементов инте­рьера витрины достаточным (от трех до семи) количеством светильников небольшой (от 20 до 70W) мощности. Второй подход к освещению витрин в большей степени подойдет торговым компаниям, ориентиро­ванным на средний и высокий ценовые сег­менты. Однако в последнее время освеще­ние в этом стиле витрин менее дорогих магазинов тоже не редкость.
В связи с появлением и развитием новых технологий освещения и типов осветительно­го оборудования возможно выделить третье направление, которое можно назвать креа­тивным. В данном подходе традиционные источники освещения, светильники и прожек­тора, уступают место световым конструкциям с использованием светодиодов и других новинок осветительного оборудования.
Помимо конструкций с применением моно­цветных или RGB (с возможностью изменения цвета свечения светильника) светодиодных светильников и светодиодного дюралайта, могут использоваться светящиеся материалы на полупроводниковой основе, в частности тонкие светящиеся панели, которые к тому же можно сгибать и резать, неоновые конструк­ции, диммируемые (с возможностью плавной регулировки интенсивности освещения) системы освещения. Технический прогресс не стоит на месте, и, возможно, уже в недале­ком будущем нас с вами ждут интерактивно освещаемые витрины. Поживем - увидим! Какой бы подход к освещению витрины сво­его магазина вы ни выбрали, помните о глав­ном: витрина - это первое впечатление поку­пателя о магазине. Не стоит экономить на ее оформлении и освещении, если вы хотите видеть покупателя в вашем магазине.
 
Сергей Исполатов
Журнал «Модный magazin» №4(72) апрель 2009
 

С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".

С видами стандартной торговой мебели  можно ознакомиться в разделе "Продукция".