Fashion в поисках свежести
Практически все участники fashion-ретейла почувствовали снижение продаж. Сложная экономическая ситуация в стране, уменьшение зарплат привели к тому, что покупатели стали более разборчивыми и требовательными при совершении покупок. Продавать теперь сложнее, участникам модной индустрии приходится прилагать все больше усилий, чтобы привлечь новых клиентов и удержать старых. Как сделать свой магазин более привлекательным для клиентов? Что предложить нового? Как выделиться среди конкурентов? Это вопросы встали перед игроками fashion-рынка со всей актуальностью.
Разжечь огонь желаний покупателя
Интерьер бутика меняется, как правило, один раз в пять — восемь лет. Однако кризис заставил владельцев модных магазинов вспомнить, что их успешность напрямую зависит от планировки и оформления торгового пространства. Многие ретейлеры задумались над тем, как освежить пространство торгового зала, сделать магазин более интересным для покупателей. Последняя тенденция при перепланировке и оформлении нового дизайна интерьера магазина — акцентировать внимание на индивидуальном подходе к клиенту.
Можно выделить множество важных аспектов в создании бутика, но основные — это вкус, юмор, роскошь. Обычно при зонировании бутика большой площади применяется два варианта решения пространства.
Магазин делят на небольшие комнаты, и тогда возможен более индивидуальный дизайн.
При общем пространстве индивидуальность каждой марки уже слабо выражена и все идет в угоду общему дизайну интерьера.
На сегодняшний день ретейл предпочитает открывать большие мультибрендовые магазины типа EVRO Fashion в «Рио-Гранд» в Москве или бутик «Форум» в Томске. В этих магазинах оборудование подчинено общему дизайну. Индивидуальность достигалась за счет гибкого использования конструкций, адаптированных под особенности экспозиции продукции каждого бренда. В общем пространстве каждый бренд помогает друг другу и привлекает покупателя разнообразием выбора в одном пространстве. Каждый бренд должен иметь свое лицо, которое ярко выражено в главном монобутике. При проектировании мультибрендового бутика глобальная сложность для дизайнера — объединить все стили общим лицом оформления, сохранив и выделив элементы каждой марки.
Пропускная способность магазина и объем товарооборота напрямую зависят от правильной планировки. Планировка магазина считается удачной, если достигнуто равновесие между комфортом при движении покупателей и эффективным использованием пространства торгового зала. Марина Канчикова, визуальный мерчандайзер CrocusGroup: «Для молодежных магазинов делают тесные и узкие проходы, а для ювелирных магазинов и бутиков, наоборот, оставляют большую свободную площадь. Для молодежных и дизайнерских магазинов зачастую используется планировка «лабиринт», когда все элементы расположены асимметрично, создавая запутанную атмосферу. Существует зависимость: чем больше уровень дохода, тем больше свободного пространства остается; чем ниже уровень дохода, тем больше торгового оборудования и товара представлено в зале. Всегда надо помнить, что горячие зоны находятся в начале стеллажей, у кассы, у входа. Торговый зал должен быть целостным, удобным и понятным потенциальному покупателю. Замысловатые архитектурные элементы и витиеватые проходы отвлекают внимание покупателя, в итоге он может забыть о покупке. Месторасположение входа и размещение торгового оборудования не должно нарушать естественного хода движения покупателя против часовой стрелки. Наилучшее расположение кассовой зоны — напротив входа».
Решающее значение в формировании торгового пространства магазина должен играть бренд. Ведущие западные консалтеры по зонированию и организации торгового пространства считают, что магазин должен стать брендом, чтобы быть узнаваемым, отличным от других. Каким образом этого достичь, мы попросили рассказать Ирину Болотову, keyaccountmanager, руководителя российского офиса дизайн-бюро JosdeVriesTheRetailCompanyB.V. (Нидерланды): «Наша компания работала над созданием интерьера и фирменного стиля испанского магазина Venca. Venca начала работать в 1979 году и изначально специализировалась на продаже женской одежды по каталогам. Компания быстро завоевала испанских покупательниц и стала лидером дистанционных продаж одежды, текстиля и товаров для дома. Сегодня годовой оборот Venca составляет 145 млн евро и бренд занимает 60% рынка дистанционной торговли в Испании. У стабильной и хорошо известной марки одежды несколько лет назад возникла идея открывать собственные магазины. К началу работы над редизайном магазина в Барселоне Venca уже накопила опыт розничных продаж. Однако компания решила сначала описать задачи, просчитать затраты и постараться вернуть вложения максимально быстро в сложный для испанского рынка период финансового кризиса. Поэтому был приглашен профессиональный консультант — дизайн-бюро Jos de Vries The Retail Company для разработки планировки, обновления дизайна и оформления магазина в центре Барселоны. Работа над дизайном проекта началась за восемь месяцев до открытия магазина в новом виде. В европейских торговых компаниях процесс редизайна и новой стратегии обычно занимает несколько месяцев, пока проект будет поэтапно согласован и одобрен топ-менеджментом.
Концепция дизайна и оформления цветовой гаммы родилась из стратегического плана: для Venca важно показать в магазине средиземноморскую атмосферу: яркие краски, теплую атмосферу южный стиль, веселье. Покупательница Venca — обычная женщина средних лет, жизнерадостная, счастливая и улыбающаяся. Мы передали эту атмосферу теплыми цветами в интерьере. Брендовую стену и логотип оттенили дизайнерскими обоями в коричневой гамме. Когда магазин одежды хочет показать весь свой ассортимент покупателю, он обязан измениться, добавить новое в уже привычный дизайн. Мы настояли на том, чтобы добавить коммуникаций в магазин — линию с множеством женских имен. Venca говорит каждой: «Да, это для тебя!» На первом входе покупателей встречают два манекена, демонстрирующие новые модели коллекции. Это еще одна особенность бренда Venca — новая коллекция появляется в магазине каждые 15 дней.
Постоянно меняться и представлять новые модели — задача брендового магазина. На втором входе мы установили невысокую закругленную гондолу с основными моделями. В магазине большой ассортимент — 6000 найменований. Чтобы выгодно представить весь ассортимент, дизайнеры настояли на смене старого торгового оборудования. Было использовано итальянское оборудование Alu: оно подходит по дизайну, практически незаметно, мобильно и выгодно демонстрирует вещи. Также была изменена концепция освещения на компактные лампы Oktalite. До переделки магазину не хватало направленного на товары освещения. Семь примерочных заняли 20 м2 позади брендовой стены, кассовой зоне отвели 10 м2.
Переоборудование и редизайн магазина заняли всего восемь дней. В условиях кризиса топ-менеджмент сети не стал устраивать пышного открытя. Несмотря на это, уже через пять дней после открытия были достигнуты запланированные показатели продаж. Сейчас ежедневно в магазин Venca заходит 1000 человек. Средний чек в магазине —порядка 50 евро. У Venca две линии одежды — базовая недорогая одежда и более дорогая модная коллекция. Но в целом это недорогой бренд, поэтому он так популярен даже в кризис».
Зонирование с помощью света
Многие компании при открытии того или иного магазина зачастую относятся к освещению недостаточно внимательно. От мастерства дизайнера и осветителей зависит 50% успеха. Светодизайн любого магазина строится по принципу «общее освещение плюс направленное, расставляющее акценты». Контрастность видов освещения, композиция световых пятен, цвет — это составляющие большой цепи элементов, из каждого звена которых складывается общая эмоциональная выразительность бутика.
Каким должен быть свет у бутике, мы попросили рассказать Вадима Полетаева из компании VA-Design: «В небольших магазинах часто используется подход на глазок или руководители полагаются на сотрудника снабжения, который говорит: «А вот так вроде должно быть нормально», не принимая во внимание, что есть правила освещения. Иногда оформители подходят к освещению по принципу «много света не бывает». Это в корне неправильное отношение к столь деликатному вопросу. Еще одна из распространенных ошибок ретейлера — освещение бутика без учета расстановки торгового оборудования. Например, во многих бутиках вдоль стены устанавливаются вешала, а над ними располагаются полки. И получается, что товар освещается не очень широким лучом, да и сами лучи расположены неправильно. В итоге на полу уровень освещенности достигает 2000 лк (люкс), а на одежде на вешалах всего 300- 500 лк. И о каких продажах здесь можно говорить!
В монобрендовом бутике мужской и женской одежды свет должен быть динамичным и легко меняемым. К примеру, пришла новая коллекция, необходимо ее разместить недалеко от входа и обязательно акцентно осветить нешироким лучом. Освещение должно падать только на объект, который должен привлечь покупателя. То же относится и к манекенам в зале.
Для общего освещения рекомендую применять светильники даунлайты с широким лучом, но рассчитывать их установку надо так, чтобы они не сильно засвечивали акцентные зоны (новые коллекции, распродажи, сезонные товары, эксклюзивные модели).
В магазинах одежды достаточно 500 лк/м2 в общих зонах. Стеновые вешала обязательно должны иметь грамотно подобранное и правильно расположенное акцентное освещение.
Очень важно соблюдать цветовую температуру источников освещения Ситуация, когда в одном светильнике горит лампа холодного цвета, а в другом - более теплого, допустима только в исключительных случаях, когда грамотно произведено зонирование светом и все освещение имеет определенную концепцию. Но в отечественных магазинах я такой концепции еще не встречал».
Ольга Крыкова
Журнал «Торговое оборудование в России» №4, 2010
С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".
С видами стандартной торговой мебели можно ознакомиться в разделе "Продукция".
Для расчёта производства индивидуальной мебели, пожалуйста, воспользуйтесь формой для оформления заказа:
Отправить запрос
Также Вы можете прислать проект "бренд-бук"" по адресу: laden@laden.ru
Или позвоните по телефону: +7 (999) 884-49-55