Внешний вид: особенности витринистики и выкладки товаров
Еще до недавнего времени визуальный мерчандайзер был «поставщиком» мечты и фантазий, представляя товар в таком окружении, которое волновало воображение и поднимало на недосягаемые высоты. Мерчандайзер одевал манекен (у которого идеальная фигура и лицо) в обтягивающие джинсы, настраивал свет, вызывая восхищение мужчин и женщин, а потом усиливал образ посредством сексуальности и поразительной привлекательности, которая является неотъемлемой частью бренда.
Надев джинсы какого-то определенного бренда, их владелица чувствовала себя особенной. Она представляла себя той самой стройной, чувственной роковой женщиной, окруженной поклонниками, которую она видела по телевизору...
Тематическое оформление витрин Moschino - оригинальность и актуальность
Сегодняшний манекен похож на покупателя по ту сторону витрины; его фигура может не иметь изъянов, но черты его зачастую условны. Это заставляет покупателя думать: «Если этот манекен может так хорошо выглядеть, то почему я не могу?» Это реальность! Мерчандайзер сегодня презентует нечто большее, чем товар. Он представляет образ того, кем может быть покупатель, если он приобретет выставленный товар.
Как было давно замечено: «Существует очень большая разница между товаром, презентованным в одной атмосфере, и тем же товаром, промотируемом в совершенно другом антураже». Можно продавать одну и ту же марку, вводить ее в свой мультибрендовый магазин, но в одном магазине примерно по той же самой цене вещи улетают, а в другом магазине из этого же ценового сегмента марка зависает, превращаясь в балласт. Конечно, причин, которые приводят к этому, огромное количество. Одной из них является визуальный мерчандайзинг, создающий определенную, тонкую и непередаваемую атмосферу в магазине: гениальный и привлекательный в одном случае и бессистемный, некрасивый - в другом.
Почему тогда человек делает покупки в магазине А и даже иногда переплачивает, хотя эту же самую марку можно купить в магазине В и несколько дешевле?
Почему покупатель выносит ту же вещь ИЗ магазина С скорее чем такую же ИЗ магазина D? Огромную роль играет атмосфера магазина, в которой продается товар, которая является важной частью коммуникации с потребителем. Если все считают, что те, кто покупает вещи в магазине А, - это молодые, умные, утонченные, веселые, рассудительные, модные и приятные в общении люди, тогда человек, который покупает вещи в этом магазине, может так- же быть молодым, умным, утонченным и так далее.
Концептуальный подход ко всему - витрина Сага&Со
Визуальный мерчандайзер усиливает это убеждение при помощи витрин и выкладки товара, учитываются также типы манекенов и многое другое. Таким образом, визуальный мерчандайзер продвигает образ магазина, определенные тенденции и создает ту неповторимую атмосферу, в которой именно этот покупатель чувствует себя органично.
Современный визуальный мерчандайзинг - это наука, и он, как любая наука, имеет свои понятия и принципы, инструментарий. Инструментов, которыми пользуются профессионалы, множество. Существуют как основные инструменты, так и вспомогательные, а также ряд профессиональных приемов продвижения образа марки и, как следствие, увеличения объема продаж. Каждый из инструментов служит именно этой цели.
Сегодня я хочу вас познакомить с особенностями двух «столпов» визуального мерчандайзинга, с теми инструментами, без применения которых немыслим ни один магазин. Это в первую очередь искусство оформления витрин, ведь именно с витрины начинается сложный путь знакомства магазина и покупателя, именно витрину называют лицом магазина и его визитной карточкой, она есть первый контакт, любовь или нелюбовь с первого взгляда.
Далее мы рассмотрим основные типы формирования выкладки товара, некоторые ее особенности, способные на порядок повысить объемы продаж, создать грамотную презентацию товара и обеспечить максимальный комфорт покупателю в выборе того или иного предмета одежды, обуви или аксессуаров.
Итак, давайте начнем с оформления витрин. Витрины многофункциональны, ведь кроме продажи реальных товаров они могут быть использованы для демонстрации нового ассортимента, модной тенденции, нового взгляда или идеи. Витрина может стать первым трехмерным изображением чего-то такого, что покупатель до этого видел только на обложке или на фотографиях. Витрины демонстрируют покупателю стилистические образы и тем самым предлагают готовые решения, обучают клиентов, как и с чем носить новый ассортимент, с какими аксессуарами он сочетается. Витрины могут также предоставлять полезную информацию, давать представление о ценах и демонстрировать специальные характеристики одежды.
Визуальный мерчандайзер может создать витрину, которая стимулирует, вызывает интерес покупателя настолько, что он не может не войти в магазин, чтобы там побродить, пусть даже он не заинтересован в самом продукте на витрине. Это дает продавцу намного больше возможностей продать что-либо, потому что покупатель уже внутри магазина. Если покупатель остановился и зашел внутрь, а не прошел мимо, это уже коммерческое достижение. И всегда цель оформления магазина (дизайн интерьеров магазинов) - это продвижение образа магазина, выделяющего марку среди конкурентов, влекущее за собой увеличение объема продаж.
Четко расставленные акценты правильно ориентируют покупателя – Woolrich
Важно помнить, что оформление магазина (торговое оборудование для магазинов одежды) и витрины всегда были «ручной» работой. Если где-то работа может ограничиваться рамками рабочего стола, то оформление магазина и витрин привязывается к полу, окну, лестнице или над оформлением работают внизу в мастерской, чтобы подготовиться к вышеперечисленным мероприятиям. Оформление всегда было творческим, интерактивным делом и нуждалось в человеческих руках, теле и уме, чтобы создать что-то особенное и запоминающееся. Сейчас возможно спроектировать витрину, «нарисовать» витрину и даже создать графику, которая заполнит заднюю стенку окна, с помощью компьютера или специальных программ, приспособлений, которые стали жизненно необходимыми для визуальных мерчандайзеров, а также для проектировщиков магазинов.
Но тем не менее это все же только инструменты. Это всего лишь средства, а не конечная цель. Все начинается с человеческого творчества, таланта, который может достичь потрясающих результатов по оформлению витрин и интерьера магазина.
Существует несколько широко распространенных видов витрин, основными из которых являются закрытые и открытые.
Закрытые витрины представляют собой обычную витрину со сплошной задней стенкой, отделяющей ее от торгового пространства боковыми стенками и большим витринным стеклом, ориентированным на пешеходную или проезжую улицу. Также ее называют «огороженная витрина». Один известный специалист по визуальному мерчандайзингу, обсуждая тенденции в экспозициях, сказал: «Для достижения максимального драматизма и восхищения нет ничего лучше, чем закрытые витрины». В знакомом и традиционно гигантском «аквариуме» со стеклянной передней стенкой, который некоторые предприниматели и специалисты по планировке магазинов считают устаревшим, витринист может разместить живописные инсталляции и сценки из жизни в идеальной обстановке. Здесь манекены стоят на своих местах, под идеально выставленным освещением, продолжая улыбаться сквозь мокрый снег и дождь, в снег и слякоть, будучи одетыми с беззаботной легкостью и грацией. Витринист - это постановщик декораций, осветитель, ответственный за бутафорию, директор и продю сер в одном лице. Единственное, что не делает оформитель, - это сами товары, размещаемые в витрине, хотя зачастую он или она может быть ответственным еще и за аксессуары. Это «веселая» и «креативная» часть работы. Специалисты предсказывают, что закрытые витрины вернутся в магазины. Такие измененные в масштабах шоу-площадки станут частью представления и в интерьере магазина.
Открытая витрина отличается от закрытой лишь тем, что не имеет задней стенки и обеспечивает свободный обзор торгового зала, расположенного позади. Но отсутствие задней стенки создает и ряд проблем, связанных с освещением и фоновыми презентациями. В этом случае от витриниста требуются особые усилия, чтобы сохранить восхищение витриной, в то время как товары в магазине и освещение конкурируют за внимание наблюдателя. В этой битве нельзя проиграть. Ни одна из областей не должна пострадать или занять «второе место». Открытая витрина требует специального обращения с собой. Блики и отражения в таких витринах являются проблемой. Освещение открытой витрины должно быть всегда сбалансировано освещением, которое проникает в витрину изнутри магазина; освещение задней части витрины в этом случае может означать и освещение части торгового зала. Прожекторы, используемые для освещения товаров в витрине, могут раздражать клиентов, так как они подходят к витрине, находясь внутри магазина. Часто визуальные мерчандайзеры используют панели, экраны, драпировку или ленточные занавески для частичной блокировки обозрения внутренней части магазина, в то же время создавая приятный фон для товаров, представленных в витрине. Панель или экран могут добавить цвет и текстуру, дополняющие товар, и, возможно, донести сезонное «рекламное сообщение. Затем усилиями дизайнера внимание наблюдателя должно быть перенесено в область перед панелью, а именно на передний план витрины.
Brooks Brothers – безукоризненный порядок и симметрия
Некоторые визуальные мерчандайзеры используют преимущество от возможности обозрения внутренней части магазина и украшают пространство непосредственно позади витрины, расширяя тем самым представляемые в витрине товары. Это особенно широко используется в небольших магазинах и бутиках, в которых владелец магазина имеет больший контроль над тем, что демонстрируется покупателю и что продается. Если продвигается красный цвет и только красная одежда и аксессуары представлены в открытой витрине, эффективной технологией презентации и мерчандайзинга является вынесение товаров красного цвета в торговый зал к фасадной части магазина. Таким образом торговая история интерьера усиливает композицию витрины и в то же время обеспечивает подходящий фон для экспозиции.
Помимо основных типов - закрытой и открытой витрин - существуют еще островные, акцентные, приподнятые, глубокие и другие типы, на которых мы в рамках данной статьи останавливаться не будем, но скажем в заключение витринной тематики еще и о некоторых видах витринного оформления.
Оформление витрин условно можно подразделить на следующие виды:
Яркие и насыщенные цвета помогают привлечь покупателя - витрина Glance
Ну и, наконец, витрина может быть просто прозрачной, если интерьер места продажи сам по себе может быть интересен. Кроме того, присутствие и движение людей внутри само по себе привлекает внимание. Прозрачные витрины очень часто оставляют места on-trade, ведь ничто так не пробуждает аппетит, как вид других людей, с удовольствием поедающих что-то.
Теперь давайте вернемся к основным инструментам визуального мерчандайзин га. Помимо оформления витрин я хотела бы рассказать о выкладке товара, обсудить основные принципы и законы выкладки, а также виды группировки товаров.
Основные типы формирования выкладки:
Существуют две основные концепции презентации товара с учетом марок: смешанная выкладка товара - когда микшируется одежда различных марок - и выкладка по бренд-блокам.
По уровню защищенности различают открытую выкладку, используемую в магазинах полного и частичного самообслуживания для обеспечения прямого доступа к товару, и закрытую, применяемую при индивидуальном обслуживании покупателей.
По мнению маркетологов, выкладка товара является ключевым фактором, влияющим на увеличение объемов продаж. Так, если на решение о покупке воздействуют продвижение товара, цена и качество товара, то на заинтересованность в продукте влияют атмосфера магазина, реклама в местах продажи и выкладка.
Резюмируя, можно сказать, что современный визуальный мерчандайзер - это специалист высочайшего уровня, в конечном счете отвечающий за эффективность бизнеса, зачастую с миллионными оборотами. В своей дея тельности он оперирует подчас хирургическими инструментами, воздействие которых не поддается экономическому анализу. В то же I время он обязан четко понимать все законы и принципы функционирования магазина, розничной сети, великолепно разбираться в психологии и дизайне. Визуальный мерчандайзер - очень хорошо оплачиваемая и крайне востребованная на рынке профессия. Продажа образа - это высокое искусство.
Модный Magazin, №3(82), март, 2010
Ануш Гаспарян
Руководитель Образовательно-аналитического
центра «Менеджмент коммуникации в индустрии моды» ГУ-ВШЭ,
коммерческий директор компании Fashion I Consulting Group
С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".
С видами стандартной торговой мебели можно ознакомиться в разделе "Продукция".
Для расчёта производства индивидуальной мебели, пожалуйста, воспользуйтесь формой для оформления заказа:
Отправить запрос
Также Вы можете прислать проект "бренд-бук"" по адресу: laden@laden.ru
Или позвоните по телефону: +7 (999) 884-49-55