Мерчандайзинг мужской одежды
Осенью 2005 г. в торговом центре «Барвиха Luxury Village» был открыт очередной бутик Ermenegildo Zegna. Одноэтажный бутик кажется небольшим, однако именно в ограниченности пространства проявилась органичность его мерчандайзинга.
Дизайн интерьера торгового зала (дизайн интерьеров магазинов) решен в трех материалах: камне, дереве и натуральной коже. Это каменные полы, боковые стойки-панели из палисандрового дерева, между которыми крепятся полки, сшитые из двойной кожи. Теплый цвет дерева, золотистый оттенок кожи и мягкое желтоватое освещение сразу задают визуально-ассо- циативную константу атмосферы магазина — респектабельный мужской клуб. Именно респектабельность как дань традициям определяет всю зону выкладки/вывески. Действительно, даже используя последние инновационные решения (примером может служить создание на основе нано-технологий новой ткани Micronsphere, ставшей брендом), компания Ermenegildo Zegna неуклонно следует своим традициям как в крое приталенных костюмов в стилистике 60-х гг., так и в презентации товаров покупателю. («Лицом» Zegna до недавнего времени являлся Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинскоготеатра в Санкт-Петербурге.) Традиционализм мерчандайзинга от Zegna четко прослеживается в выкладке/вывеске пиджаков, сорочек, галстуков.
Вывеска пиджаков
Практически любую вывеску и выкладку одежды определяет структура полок (торговое оборудование). Речь идет о «клубных» стеллажах, структурированных триадой полок по вертикали:
• выше уровня глаз — выкладка аксессуаров (в том числе и обуви, но только одного ботинка), вплоть до ремней, бумажников, очков и духов Essenza Di Zegna (разработанных парфюмерно-косметической компанией YSL Beaute), часто с POS-материалами («лицом» фирмы) в дорогой рамке в центре полки;
• на уровне глаз — сорочка или чередование «сорочка + галстук»;
• ниже уровня глаз — костюмы, пиджаки, брюки.
Выкладка/вывеска одежды от ErmenegildoZegnaв «Барвиха LuxuryVillage»
При этом пиджаки вывешены в следующей, четко структурированной пропорции (слева направо): три черных пиджака — один холодный сиреневый галстук — две белые сорочки — три серых пиджака — две красные водолазки в центре полки — три темно-серых пиджака — холодный светло-голубой галстук — снова две белые сороч ки — снова три черных пиджака. Таков алгоритм количества и цвета.
Выкладка сорочек
Если в триадной вертикальной системе в сочетании с костюмами/пиджаками сорочки выложены воротником назад, то на специальном стеллаже, отведенном только под сорочки, они лежат воротником к покупателю, причем каждая ячейка выше воротника сорочки только на высоту протянутой ладони. Стоит заметить, что сегодня во всех московских бутиках (и не только в бутиках) сорочки выложены тоже исключительно воротником к посетителю, что объясняется интересом покупателя не столько к покрою сорочки или ее воротнику, сколько к ее фактуре, оттенку и узору.
Выкладка сорочек от Ermenegildo Zegna в «Барвиха Luxury Village»
Выкладка галстуков1
Вывеска аксессуаров от ErmenegildoZegna в «Барвиха LuxuryVillage»
Для галстуков в магазинах Zegna тоже используется своя четко структурированная система вывески и выкладки. Помимо того что галстуками «разбавляют» и пиджачно-костюмный ряд, и ряд рубашек и аксессуаров, из них созданы настенные композиции, в которых они выполняют не только функцию товара, но и функцию декорирования торгового зала.
Так, в бутике Zegna в «Барвиха Luxury Village» два зала разделяет суженный проход. Именно этот проход, который нежелательно заставлять стеллажами, богато декорирован двумя галстучными композициями (вывеска в шахматном порядке по два галстука на одну условную клетку) в четкой цветовой гамме от холодного к теплому. Фактически это оригинальное решение зоны импульсивных покупок, где, купив себе костюм, покупатель импульсивно покупает и галстук/галстуки.
А вот галстуки от Givenchy (ТЦ ЦУМ) традиционно выкладывают в навесной деревянной гондоле с множеством квадратных ячеек под каждый оттенок галстука следующим образом1:
• на уровне глаз, слева направо: сине-голу- бые тона, темно-синие, пурпурно-черные, просто черный цвет, далее уход в теплые тона через зеленую гамму и снова возврат к черному цвету;
• выше и ниже уровня глаз: черные, синие, затем зелено-желтые и бордовые; тона галстуков этих рядов более «химические» по своему оттенку, т.е. более «ядовиты» и ярки, следовательно, более заметны, поэтому их можно располагать не на «золотой» полке.
Архетипом «шика» Armani являются предельные простота и аскетизм (разумеется, кажущиеся). Исключение составляют отдельные яркие фактурные элементы, например яркая искра в ткани галстука или блестящие золотые пуговицы. В интерьере любого бутика данного бренда ничто не должно бросаться в глаза, все должно быть выдержано в глухих серых тонах и уходить вглубь магазина как бы в темноту. Традиционными для Armani являются прилегающий, часто зауженный силуэт пиджака со скошенными мягкими плечами и широкие брюки (до 28 см книзу). Отсюда вытекает характерная только для Armani особенность в развеске пиджаков: пиджак должен быть всегда застегнут на все пуговицы, кроме нижней. (В развеске пиджаков большинства других брендов они практически всегда расстегнуты.) В мер- чандайзинге от Armani всегда должен быть представлен total look с выгнутым от узла галстуком, при этом узел галстука, как правило, один и тот же — «косой дипломатический» слева направо. Еще одним традиционным элементом мерчандай- зинга одежды данного бренда является чередование боковой и фронтальной вывески, хотя последовательность чередования определяет полет фантазии каждого конкретного мерчандайзера. С 2004—2005 гг. четко наметилась тенденция ухода от традиций фирмы, заключающаяся в частичном смешении в вывеске классики и casual-ети- ля. Скажем, между классическими костюмами висят джинсы. Эта тенденция объясняется личными мотивами г-на Джорджио Армани: в 2003 г. он снял траур по умершей матери, и в нем проснулся интерес к жизни. Да и в самом дизайне мужских коллекций появились несвойственные для Armani новые веяния — голубые, красные и зеленые тона. Но и здесь довлеет традиционализм — по мерчандайзинг-бук на стеллажах могут присутствовать максимум два (хотя по-прежнему два близких в ахроматической гамме тона) цвета.
В молодежных сетевых бутиках существуют свои, скорее, установки, нежели традиции. Например, в бутике молодежной одежды стиля sport/ casual Chevignon вывешивают товары только одного размера и только одной расцветки. Этот подход рассчитан на то, что пока потенциальный покупатель будет ждать, когда подберут вещь нужных ему расцветки и размера, он наверняка станет изучать ассортимент магазина и, вполне возможно, захочет приобрести что-нибудь еще.
Таким образом, точно просчитанная выкладка товара, предполагающая много свободного пространства, соблюдение традиций и классических законов мерчандайзинга, основанных больше на искусстве, нежели на экономических выкладках, а также поддержание имиджа компании могут быть только там, где нет большой проходимости (из-за высоких цен) и есть классическая одежда. И здесь традиционализм мужской моды, ее вековой консерватизм всегда будут «править бал». Вместе с тем в магазинах молодежной направленности и более низкой ценовой категории преобладает исключительно экономический расчет. Здесь доход определяет не сопричастность покупателя элите через соответствующий бренд, а принадлежность посетителя к массам, а значит, повышенные проходимость в магазине и спрос.
[1] Поскольку в бутиках мужской одежды ассортиментный ряд выставляют по принципу total look, автор считает нецелесообразным выносить галстуки в главу 6 «Аксессуары и подарки».
П.А.Пименов
Вижу - хочу! Мерчандайзинг в мире моды
С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".
С видами стандартной торговой мебели можно ознакомиться в разделе "Продукция".
Для расчёта производства индивидуальной мебели, пожалуйста, воспользуйтесь формой для оформления заказа:
Отправить запрос
Также Вы можете прислать проект "бренд-бук"" по адресу: laden@laden.ru
Или позвоните по телефону: +7 (999) 884-49-55