Компания Ладен оборудовала магазин меховых изделий «Vito Ponti». В проекте использовано торговое оборудование серий «Альфа», "Техно".
Мерчандайзинг меховых изделий
Первое, что бросается в глаза при посещении российских меховых магазинов, это стремление руководства магазинов, принадлежащих россиянам, максимально привлечь посетителя и сделать посещение магазина праздником. И, наоборот, в магазинах, принадлежащих иностранным компаниям, смотрят на россиян как на досадливых посетителей, руководствуясь, по-видимому, «атавизмом», что меховые бутики для россиян недоступны по ценам. Наверное, поэтому западные люксовые бренды так убого представлены в Москве, да и то только в торговых центрах. «Западники» здесь неповоротливы, как дрезина на асфальте: желания вкладывать, как россияне, миллионы долларов в московские уличные бутики у иностранных меховых брендов не наблюдается. Объяснить подобную неповоротливость можно только тем, что производство и торговля мехами в России имеют в силу климатических особенностей страны тысячелетнюю историю, даже в советское время меха не являлись дефицитом, а большинство российских хозяев меховых магазинов и российских топ-менеджеров были специалистами-меховщиками высшей категории еще в СССР, и дело свое знают не понаслышке. Видимо, западные торговцы мехами не учитывают подобную историческую особенность России, а также тот факт, что меха в России — национальный бренд, такой же как черная икра и водка. Россияне уже не кидаются на зарубежные шубы греко-турецкого производства, как в начале — середине 1990-х гг., ценя и уважая меховые изделия российских производителей. В России нет проблемы дефицита профессиональных продавцов в fashion-индустрии мехового сообщества. Да и российские дизайнеры, специализирующиеся на меховых изделиях, во многом диктуют мировую меховую моду. В качестве примера можно привести Дениса Симачева. Denis Simachev — самый известный в мире русский fashion-бренд, представленный более чем в 30 магазинах Европы, США и Японии. А в салоне «Екатерина», о котором пойдет речь ниже, в сезон осень-зима 2006 были выставлены шубы из белой норки, расшитые ярко-красными кораллами — также ноу-хау российских дизайнеров.
Таким образом, наблюдаемые отношения «западные меховые изделия — российские меховые изделия» можно объяснить одним: большая доля российского рынка мехов класса «люкс» принадлежит российским производителям, причем эта доля из года в год увеличивается, россияне начинают замахиваться на весь мировой рынок меховых изделий1 (а не на продажи шкурок по демпинговым ценам).
Проиллюстрирую данную точку зрения на примере мерчандайзинга двух фешенебельных московских магазинов мехов, принадлежащих россиянам, бутика «Второй Меховой» и салона «Екатерина».
Бутик «Второй Меховой». В названии отображено «скромное обаяние буржуазии», ведь первой бывает только меховая выставка, а значит, «Второй Меховой» — первый магазин среди равных. Но магазин действительно соответствует заявленной позиции. В бутике помимо изделий отечественных дизайнеров представлены такие бренды высокой меховой моды, как Mila Schon, Julien Macdonald, Anabella, Simonetta Ravizza и Gianfranco Ferre, которые, кстати, для «Второго Мехового» производят шубы под заказ.
5.6. Бутик "Второй меховой": VIP-зона
Бутик состоит из четырех залов, в самом большом из них, на первом этаже, представлены меховые изделия средней (для шуб) ценовой категории (от 6 тыс. долл.), а также меховые аксессуары, среди которых не только меховые варежки, муфты, шапки и накидки на вечерние платья, но и меховые одеяла и подушки. В двух залах на втором этаже — в свободной композиции более дорогие изделия. На первом этаже — VIP-зал, где на старинном столе и диване как бы небрежно разбросаны меховые накидки и подушки, а слева по стене вывешены эксклюзивные шубы из седого баргузинского соболя и шиншиллы, а также накидки и головные уборы из горностая, например, ослепительно белый берет из горностая за 31 тыс. руб. (рис. 5.6). (Кстати, шиншилла и горностай — наименее практичные меха: срок носки шиншиллы всего два-три года, а горностая немногим больше года).
В основном зале вывешены шубы как комбинированные (например, стриженая щипаная норка с тонированным в черный цвет воротом из соболя), так и из однородного меха. Большинство шуб из однородного меха очень сложны и интересны по фактуре, например, привлекают внимание шубы из белой перфорированной норки (как будто вязанной из меховых нитей) и из полированной норки (шуба получается как бы с двойным мехом — внутренним щипаным и наружным). Такие шубы (отделанные канадским соболем) можно носить как в обычном виде, так и вывернутыми наизнанку. Вывеска сделана очень грамотно: оставлено много свободного пространства между изделиями; расстояние между двумя шубами, висящими в профиль, составляет не менее 20 см.
Сам бутик выполнен под заказ — от эксклюзивного дизайна интерьера, специальных манекенов-голов из синего стекла, на которые надеты меховые головные уборы, до background выставленных коллекций — черно-белых фотографий чукчей и ненцев, занимающихся выделкой шкурок. Спецификой мерчандайзинга «Второго Мехового» является намеренный уход от вывески по ценовой категории, цвету, тону, стилю и фактуре: приветствуется полная эклектика. Менеджеры бутика считают, что именно эклектика в вывеске больше всего привлекает посетителей. Единственное, что вывешено отдельным блоком, — это эксклюзивные дизайнерские итальянские шубы, и не столько из- за их стоимости, которая относительно невысока, сколько из-за эксцентричности дизайна.
Обращает на себя внимание тот факт, что в магазине все представленные шубы небольшого размерного ряда — от 44-го до 48-го размера; философия магазина предполагает, что шубы элегантны только для худых женщин, полных женщин меховые манто полнят (именно по этой причине в московских магазинах практически полностью исчезли супермодные в советские времена белые песцовые полушубки и шубы, и наоборот, сегодня самыми модными являются щипаные и выстриженные меха, которые призваны не столько утеплять, сколько утончать женскую фигурку).
Салон «Екатерина». «Екатерина» — не просто салон, это российский меховой холдинг, включающий в себя помимо сети магазинов профессиональную химчистку, меховое производство и, наконец, холодильник для хранения изделий из меха, основанный еще в 1912 г. поставщиком Двора Его Императорского Величества, купцом A.M. Михайловым. Интересно, что в самом холодильнике еще с царских времен сохранились тридцатисантиметровые стены из пробки, держащие холод. Охлаждали холодильник раньше ледяной водой, закачиваемой из реки Неглинка.
Так же как и бутик «Второй Меховой», салон «Екатерина» производит впечатление на посетителя своим эксклюзивным дизайном, но главное здесь — мерчандайзинг-бук, основанный на отражении истории мехового холдинга и на архетипах российского купечества.
Вывеска шуб построена не по принципу эклектики, а по тонам. Так, на втором этаже вдоль левой стены вывешены норковые шубы темно-коричневого цвета, вдоль фронтальной стены — черные, вдоль правой стены — разноцветные, в том числе и тонированные, различных фактур. Потрясает огромное количество диванов для посетителей, равномерно расположенных по всему торговому залу. Основной зал первого этажа почти целиком отдан меховым аксессуарам. Создается впечатление, что магазин специализируется не на шубах, а именно на аксессуарах, даже на таких необычных, как хвосты различных пушных зверьков, которые московские модницы прикрепляют к сумкам и рюкзакам.
5.7. Салон "Екатерина": а) входная зона
Именно на аксессуарах построен весь мерчандайзинг торговых залов: на отдельных вертикальных вешалах, исполняющих роль акцентных фокальных точек магазина, подвешены... просто выделанные шкурки соболя и норки с клеймами качества на обратной стороне. Цель подобной экспозиции проста, как все гениальное: поскольку проверить качество выделки шкурок соболей и норок в шубах невозможно — мешает наличие подкладки, любой посетитель, как купец в старину, может пощупать руками отдельные шкурки и убедиться в качественности их выделки (да и тактильный контакт только увеличивает продажи) (рис. 5.7).
5.7. Салон "Екатерина": б) VIP-зона
МКМ. От меховой роскоши российской элиты (стоимость шуб в двух представленных выше меховых салонах достигает 6 млн руб.) перейдем к более демократичным меховым изделиям, которые представляет огромный, площадью около 1000 м2, известный всей России благодаря активной сезонной телевизионной рекламе магазин «Мир кожи и меха в Сокольниках» (МКМ).
Откровенно говоря, тот имидж, который создает магазину его же собственная телереклама, не соответствует реалиям. Благодаря телерекламе подавляющее большинство опрошенных мною людей (в основном студентов-очников престижных московских вузов, не самых бедных людей) считают этот магазин чем-то вроде оптового склада турецкого товара.
5.7. Салон "Екатерина": в) вывеска норковых шуб по тону
На самом деле все не так. Помимо того что товар в МКМ добротный и качественный, хотя действительно в основном турецкого производства, его подача и выкладка в целом профессиональна.
С первого этажа, где выставлены изделия из кожи, поднимаемся на второй, «меховой» этаж (рис. 5.8). Слева от входа нас встречают кассы, но вся прикассовая зона организована таким образом, что посетитель не видит самих кассовых аппаратов (они размещены ниже широкой деревянной стойки, отделанной светлым деревом и напоминающей зону reception в дорогом отеле). Благодаря этому у потенциального покупателя не возникает чувства, что придется выкладывать деньги. Здесь сидят консультанты и выложены рекламные POS-материалы.
Рис. 5.8. Схема магазина «мир кожи и меха в Сокольниках», 2-й этаж: 7 — прикассовая зона; 2 — зона выкладки головных уборов; 3 — зона изделий экономкласса из меха; 4 — бар; 5 — зона самых дорогих и эксклюзивных меховых изделий (норка и каракульча); 6 — зона изделий из норки (от курток до длинных манто), стрелка показывает направление по увеличению длины изделий из норки; 7 — плазменные мониторы; 8 — зона отдыха
Слева от зоны дорогих эксклюзивных моделей расположен небольшой бар. Вдоль всей правой и фронтальной стены протянулась зона норки всех сортов, фасонов, фактур и оттенков. Именно норке в МКМ отдана наибольшая площадь торгового зала. Интересно, что норка вывешена по принципу увеличения длины — от коротких, до талии, курток из меха или на меху через полушубки до шуб длиной 130—140 см, практически до пола. Чтобы взгляд посетителя не уставал от огромного ряда норковых изделий, он поделен на своеобразные мини-секции, где одна секция — это секция шуб с поясами, другая — прямых шуб, следующая — расклешенных шуб и т.д. Другие секции объединяют только стриженую норку, далее — только щипаную и т.п. Наконец, сами шубы внутри каждой секции вывешены по тону.
5.11. МКМ: а) внутри торгового зала VIP-зоны
Все меховые изделия в магазине вывешены в своеобразных витринах без стекол высотой в человеческий рост, на верху которых выставлены меховые головные уборы, кожаные дамские сумки и кожаные звери — тигры, леопарды, пантеры и тому подобная впечатляющая экзотика. К недостаткам можно отнести то, что на этикетках не указан мех или есть только мелкая надпись по-английски, что далеко не каждому понятно, к тому же на этикетках не указана страна-производитель. Но подобная позиция всего лишь отражает фирменную философию магазина: на любой возникший вопрос покупатель не должен самостоятельно искать ответ. Достаточно обратиться к продавцам-консультантам. Заметим, что подобная философия характерна для всех без исключения меховых магазинов, даже не очень дорогих. Светло-охристые стены, огромные окна, фирменная музыка создают праздничное приподнятое настроение и радостную атмосферу.
Итак, главным в вывеске меховых изделий является обязательное мини-зонирование внутри всей зоны выкладки/вывески. Мини-зоны можно формировать:
Также возможно (конечно, если это позволяет мерчандайзинг-бук) микширование этих зон между собой. Но это крайне сложно и ответственно, требует постоянного присмотра за вывеской и постоянной, в течение всего дня, частичной перевески экспозиции. Теперь проиллюстрируем сказанное (рис. 5.9—5.11)
[1] В 2006 г. очень сильно подорожал соболь (на производство одной шубы уходит от 50 до 100 шкурок), на 30% подорожали норка аукционных сортов Black NAFA, Blue Iris, Sapphire, Mahogany, Demi Buff и каракульча. Закупки норки Black NAFA, самой лучшей и ноской, производятся для отечественных дизайнеров только на крупнейшем специализированном Североамериканском пушном аукционе — NAFA (North American Fur Auction).
П.А.Пименов
Вижу - хочу! Мерчандайзинг в мире моды
С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".
С видами стандартной торговой мебели можно ознакомиться в разделе "Продукция".
Для расчёта производства индивидуальной мебели, пожалуйста, воспользуйтесь формой для оформления заказа:
Отправить запрос
Также Вы можете прислать проект "бренд-бук"" по адресу: laden@laden.ru
Или позвоните по телефону: +7 (999) 884-49-55