Как дизайн магазина способствует продаже?
Главной целью дизайна магазина является демонстрация лучших качеств товара. Это достигается путем сочетания окружающей обстановки, функциональности и привлекательного дизайна. Магазины отличаются друг от друга в зависимости от ассортимента товаров: в супермаркете чуть большее значение следует придавать функциональности, а в магазинах, торгующих предметами роскоши, необходимо создавать соответствующую атмосферу.
Независимые владельцы магазинов, безусловно, могут позволить себе риск в плане создания более авантюрных видов дизайна. Особенно яркие примеры такого подхода можно увидеть в Японии. В Токио множество интересных розничных магазинов, и самые примечательные из них скрываются в боковых улочках, а не занимают центральные места главных торговых улиц. Четыре небольших перенаселенных острова, находящиеся в тысяче километров от Запада, являются кипящим котлом творчества. Маленькие пространства преобразуются здесь в торговые галереи. В токийском районе Гиндза центр «Сони» («Зопу») представляет собой современную интерактивную торговую империю: в качестве образцов покупателям доступны всевозможные новинки и программное обеспечение; плазменные экраны на потолке и интерактивная информация знакомят покупателей с новейшими идеями.
Магазины сети «Бейтинг Эйп» в Японии торгуют главным образом повседневной одеждой и модными аксессуарами, размещенными на вешалках из органического стекла. Они установлены на стеклянном полу, сквозь который открывается вид на цокольный этаж.
Эта торговая марка приобрела статус культовой не только в Японии, но и во всем мире благодаря качеству товаров и дизайну магазинов.
В Токио величественный универмаг «Прада», здание Херцога и де Мёрона, стал культовым образцом архитектуры благодаря своему необычному дизайну. Каркасная форма объекта работает на экстерьер, позволяя покупателям заглядывать внутрь с тротуара.
В 2006 г. фирма «Хабитат» совершенно по-другому организовала пространство в своем центральном магазине на лондонской Рид-жент-стрит, в здании старого кинотеатра, где когда-то размещались и церковь, и мясной рынок и где королева Виктория посмотрела первый в своей жизни кинофильм. Том Диксон, креативный директор универмага «Хабитат», разместил современное
торговое оборудование в рамках оригинальной неоегипетской архитектуры.
Миланский магазин «Корсо Комо» («Согзо Сото») уже много лет привлекает модников со всего мира. Он укрыт в конце скромной аллеи, но первое, что бросается в глаза при входе в магазин, — это размер пространства. Торговое оборудование не самое дорогое и современное (некоторое оборудование и светильники в свое время относились к категории «ретро»), но оно скомпоновано таким образом, что создается уникальная атмосфера. Не все дизайны требуют крупных бюджетов, часто магазины преображают скромные и интересные схемы.
На примере магазина «Курт Гейгер»
Ребекка Фаррар-Хокли является директором по продажам и креативным директором роскошного обувного магазина торговой марки «Курт Гейгер» («Kurt Geiger»). Компания «Курт Гейгер» не только имеет несколько собственных магазинов в Великобритании, но и внушительные концессии в «Харродз», «Селфриджез» и других крупных универмагах. Новый центральный магазин на лондонской Риджент-стрит является на сегодняшний день крупнейшим и самым престижным магазином компании. Дизайном магазина занимались архитекторы из фирмы «Фаунд Ассоши-эйтс», с которой компания «Курт Гейгер» удачно сотрудничала в прошлом.
Используя специально спроектированный стеклянный стеллаж, мы знакомим покупателей с товарами магазина, у которого нет витрины. Этот зеркальный стеллаж в ливерпульском магазине и привлекателен, и практичен, на нем размещается широкий ассортимент роскошной обуви.
Ребекка Фаррар-Хокли и исполнительный директор фирмы «Фаунд Ассошиэйтс» Ричард Фаунд высказывают свои мнения относительно визуального мерчандайзинга.
О дизайне и визуальном мерчандайзинге на примере магазина «Курт Гейгер»
Ребекка Фаррар-Хокли: «Оформление обувного магазина является сложной задачей для дизайнеров и специалистов по визуальному мерчандайзингу. Обувь покупатели приобретают не так, как одежду, поскольку не могут выбрать товар и отнести его прямо к кассе. Нельзя разместить на полках обувь всех размеров, и зачастую она бывает слишком дорогой, чтобы оставлять ее без присмотра. Поэтому весь обувной магазин представляет собой своего рода большую витрину. Разумеется, правильное размещение товара будет способствовать увеличению объема продаж. Поскольку таких магазинов много, сложно поддерживать их эффективность на определенном уровне. В данном случае лучшим выходом будет простой и надежный дизайн».
О сотрудничестве между продавцом и дизайнером
Ричард Фаунд: «Мы всегда просим клиентов заполнить короткую анкету. Это позволяет им изложить свои желания и потребности, а нам помогает удовлетворять требования клиентов».
Ребекка Фаррар-Хокли: «Очень важно, чтобы между обеими сторонами установились профессиональные отношения. Во всех наших проектах Ричард видит всю сложность обувного бизнеса и прекрасно знает торговую марку, которую мы хотим рекламировать».
Об увеличении посещаемости
Ричард Фаунд: «Для дизайна магазинов очень важны фокусные точки. В магазине „Курт Гейгер" в Ливерпуле нет витрины, поскольку он расположен в торговом комплексе. Но мы соорудили стеллаж со стеклянными полками, он размещается перед магазином и вмещает много обуви. Стеллаж привлекает внимание покупателей и побуждает зайти внутрь».
Ребекка Фаррар-Хокли: «Мы называем это чудесным стеллажом, потому что он прекрасно работает. Он играет роль витрины, которая выглядит великолепно и не требует большого обслуживания».
Ричард Фаунд: «Он похож на калейдоскоп. Когда покупатели проходят мимо, картинки меняются, создавая ощущение движения».
О плотности заполнения витрин
Ричард Фаунд: «Важно понимать, какое количество товара требуется демонстрировать на витринах. Бесполезно заниматься дизайном магазина, который будет красивым, но не практичным».
О требованиях к торговому оборудованию
Простое оборудование и нейтральный белый фон создают прекрасные витрины для обуви и хороший облик всего торгового зала. Обычно демонстрируется одна туфля из пары и только один размер, витрины занимают до 40% площади торгового зала и удобно расположены вблизи кассы.
Ричард Фаунд: «Три или четыре вида проверенного и надежного торгового оборудования могут удовлетворить все требования и обеспечить хороший результат. Например, нет смысла менять высоту полок, хорошо зарекомендовавших себя в других магазинах».
Ребекка Фаррар-Хокли: «Работая как-то на другого предпринимателя, я руководила отделом, который был переполнен различным торговым оборудованием, вероятно, для поддержки концепции визуального мерчан-дайзинга. Я определила, какого количество
торгового оборудования достаточно для хорошей демонстрации товаров и какое оборудование просто лишнее».
Об использовании цвета
Ричард Фаунд: «Относительно светлый фон для выставки товаров предоставляет хорошую возможность выбора».
Ребекка Фаррар-Хокли: «Возможно, в зале мужской обуви и требуется использование цвета, поскольку мужская обувь в основном коричневая или черная. И яркий, разноцветный фон позволяет демонстрировать ее в лучшем виде».
Об освещении
Ричард Фаунд: «Важны все аспекты дизайна. Если упустите что-то, неудачным может оказаться весь дизайн. Освещение является одним из фундаментальных аспектов дизайна. Плохое освещение может изменить облик товара: если желтый свет освещает коричневую кожу, то обувь будет казаться красной. Освещение, пропускающее белый свет, обеспечит наиболее точное визуальное восприятие».
Об идентичности торговой марки
Ричард Фаунд: «Размер и местоположение магазина могут определять успех концепции дизайна. Магазин на Риджент-стрит, в отличие от ливерпульского магазина, входит в список исторических зданий. Поэтому процесс дизайна будет включать множество юридических согласований и соблюдение архитектурных требований».
Тони Морган
Визуальный мерчандайзинг
Витрины и прилавки для розничной торговли