Характер бренда - дизайн магазина
О том, что дизайн торговых помещений из категории дополнительного элемента давно уже перешел в число первоочередной стратегии в создании и поддержании успешного бизнеса, ведущие игроки fashion-ретейла знают не понаслышке. Дизайн - визитная карточка бизнеса и полноправный элемент брендинга, имиджа компании, по которому бизнес запоминают, выделяют и узнают.
Попробуем на примере ведущих fashion-ретейлеров Европы рассмотреть, какие именно ассоциации вызывает тот или иной дизайн торговых помещений.
Интересно, что именно представители масштабного среднеценового сетевого fashion-ретейла наиболее интересны с точки зрения оценки тенденций, нововведений, применения уникальных технологий в дизайне интерьеров торговых помещений.
Представители же бутикового сегмента, так называемого luxurymarket, как ни удивительно, в целом мало чем примечательны в сфере мерчандайзинга. Судите сами: прогуливаясь по Belgravia в Лондоне или по AvenueOpera в Париже, средний покупатель вряд ли сможет отличить один бутик от другого, руководствуясь исключительно оформлением экстерьера либо интерьера представленных его взору магазинов. Но это уже совсем другая история. Тут на смену имиджу визуальному приходит имидж «именной», когда в магазине важны не уникальные элементы оформления и дизайна помещения (дизайн интерьеров магазинов), но имя, а также целый ряд ассоциаций, следующих за этим именем.
В целом основной характеристикой дизайна интерьеров помещений таких fashion-мастеров, как Reiss, Hugo Boss, Karen Millen, Chanel и многих других, можно смело назвать пространство. Посредством грамотно расставленных акцентов в интерьере дизайнерам удается достичь некоей атмосферы воздушности, почти «музейности» в магазинах названных торговых марок, когда минимализм переходит в разряд искусства.
Однако вернемся к оценке работ представителей более масштабного fashion-ретейла, так называемых High Street Fashion Retailers.
В связи с тем, что в данной области модной индустрии конкурентная борьба базируется в меньшей степени на имени компании, бренде, коллекциях, основным игрокам приходится искать и находить новые, иногда совершенно уникальные способы привлечения покупателей и приобретения конкурентного преимущества.
Начнем с того, что тщательный до педантичности подход к сегментации потребителей жизненно необходим в решении вопроса оформления торговых помещений fashion-сетей. Для наглядности рассмотрим таких представителей модной индустрии, как M&S, Н&М и River Island.
Мягкие краски в дизайне торговых помещений сети M&S
M&S традиционно обслуживает представителей так называемой средневозрастной группы населения. Типичный клиент компании - человек в возрасте от 35 до 55 лет, ценящий в одежде качество, элегантный стиль и комфорт. Дизайн торговых помещений данной сети целиком и полностью соответствует потребностям данной целевой аудитории: отсутствие «ричащих красок в интерьере помещений, плавные линии, четкое зонирование отделов. Кроме того, очевидна кропотливая работа над прогнозированием потребительских маршрутов внутри магазинов сетей. Логичный переход одних отделов в другие, доступная система навигации, спокойная и уютная обстановка создают необходимую атмосферу. В целом главной характеристикой дизайна интерьеров сети M&S можно назвать гармонию. Именно эта гармония, выраженная через все элементы дизайна интерьера торговых помещений сети, и становится уникальной составляющей данной торговой марки. В такой магазин хочется возвращаться вновь и вновь.
Инкорпорирование аксессуаров в оформление торговых помещений сети H&M
Динамичный подход к интерьер-дизайну fashion-сети Н&М разительно контрастирует на фоне гармоничной простоты M&S. Целевые клиенты данной сети - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, чаще всего студенты, ценящие в одежде удобство, эклектичность, вплоть до многофункциональности за вполне доступную цену. Интересно, что интерьер торговых помещении данной сети также довольно прост. Однако в данном случае простота базируется на отсутствии времени у целевых потребителей для долгого пребывания в магазине. Динамичность и цвет - вот две основные характеристики дизайна торговых помещений сети Н&М. Отсутствие четкого зонирования, резкие, контрастные переходы одного отдела в другой, а также инкорпорирование аксессуарных участковв состав основных отделов - показательные особенности сети.
Наконец, обратимся к примеру одного из ведущих fashion-ретейлеров Великобритании, компании RiverIsland.
Представители бутикового сегмента, как ни удивительно, в целом мало чем примечательны в сфере мерчандайзинга.
Интерьер торгового помещения марки Karen Millen
Уже более пятидесяти лет данная торговая марка считается символом независимости и непосредственности в создании собственного стиля. Интересно, что сеть RiverIsland была первопроходцем в области «быстрой моды» в Великобритании, когда ретейлеры пытались конкурировать друг с другом по скорости представления последних тенденций моды на прилавках своих магазинов. Первоначально данная торговая марка оперировала под двумя названиями: Chelsea Girl и Concept Man. Однако в 1988 году компания провела широкомасштабный ребрендинг, в результате чего родилось новое имя и принципиально новая концепция - trashboutique. Иными словами, интерьер торговых помещений компании напоминает кабаре, где на первый взгляд нет абсолютно никаких законов в мерчандай-зинге и дизайне помещений. Однако именно в этом хаосе и рождается уникальная атмосфера эпатажности, театральности, присущая торговой марке RiverIsland.
Подобная концепция дизайна торговых помещений сети напрямую отражает характеристики целевой аудитории компании. Главными клиентами сети были и остаются смелые в самовыражении, независимые люди, находящиеся вне возрастных рамок. Можно подвести итог того, что дизайн торговых помещений среднеценового сегмента fashion-сетей носит не столько декоративный характер, сколько стратегический. В целом он приобретает функцию имиджмейкера, некоего выразителя заложенной уникальной брендинговой идеи. Креативный дизайн торговых помещений изначально закладывает некие грани, в рамках которых сеть варьирует такие составляющие, как мерчандайзинг, цветовые и световые решения, бренд, посыл. Благодаря присутствию таких рамок потребители всегда узнают и выделяют торговую марку из числа конкурентов. Дизайн возводится в ранг логотипа компа нии, когда независимо от меняющихся тенденций моды, коллекций, оформления витрин узнаваемый уникальный стиль компании остается прежним.
Нововведения Selfridges
Интересно также обратить внимание на совершенно независимый сегмент fashion-ретейла - торговые центры. Известно, что Европа богата наличием таких крупнейших торговых центров, как Harrods, Harvey Nichols, Selfridges, которые привлекают внимание любителей модной одежды со всего мира.
Данный сегмент fashion-ретейла интересен тем, что в нем работают совершенно иные законы конкуренции, нежели в таких сегментах, как luxury market и High Street Fashion Retail. Обладая более чем вековой историей, данные торговые центры уже сумели сформировать уникальный стиль, бренд, посыл. Кроме того, в связи с тем, что в Европе такой сегмент fashion-ретейла, как торговые центры, носит характер олигополии, конкуренция как таковая в нем практически не представлена. Каждый торговый центр занимает свое особое место на рынке и выполняет свою особенную функцию. Дизайн торговых помещений таких центров приобретает совсем иную роль.
Интерьер бутика торговой марки Hugo Boss
Сквозной стратегией существования крупнейших торговых центров Европы стала идея создания уникального опыта процесса осуществления покупки (unique customer service experience). Дизайн тут носит уже не стратегическую функцию, а скорее логистическую. Тут речь идет об оптимизации опыта покупки, сведения воедино всех элементов, делающих данный опыт уникальным.
Кроме того, оформление витрин данных торговых центров каждый раз носит событийный характер. «Живые» манекены с использованием актеров и моделей как средство эпатажа Selfridges, витрины Harvey Nichols, выполненные из пластиковых столовых приборов, а также автомобиль из последнего фильма о Джеймсе Бонде на витрине торгового центра Harrods неизменно вызывают ажиотаж. При этом следует учесть, что подобные вариации также осуществляются в рамках заданной стилистики дизайна торговых центров.
Итак, рассмотрим дизайн торговых помещений таких торговых центров, как Harrods, Harvey Nichols и Selfridges.
Harrods по праву считается мировым лидером в области fashion-ретейла. В целом данный торговый центр можно назвать ярким представителем традиционного консервативного fashion-ретейла. Отличительной чертой торгового центра Harrods стала роскошь без видимых границ: шикарные лестницы и ковровые покрытия, выполненные в викторианском стиле, отделка позолотой создают атмосферу исключительности.
Harvey Nichols, напротив, считается представителем новаторского подхода к дизайну торговых помещений. Агрессивно инновационный мерчандайзинг, использование неожиданных материалов в отделке, экспериментаторский подход к цветовым решениям - ключевые характеристики этого торгового центра.
Инновационная эпатажность Harvey Nichols
До последнего времени Selfridges относились к категории традиционных торговых центров с явно консервативной направленностью. При этом акцент в дизайне торговых помещений ставился не на роскоши, а скорее на создании условий для комфортного передвижения многочисленных потоков посетителей центра. Однако в последние годы четко наметилась тенденция некоего осовременивания Selfridges, что подтверждается созданием концептуальных отделов, неожиданно смелым оформлением витрин, внесением ярких красок в бренд-палитру. Потенциально ожидается, что в скором времени в сегменте торговых центров Европы может произойти перестановка, когда посредством нововведений в дизайн торговых помещений торговый центр Selfridges может претендовать на долю рынка, занимаемую торговым центром Harvey Nichols.
Таким образом, проанализировав роль дизайна торговых помещений торговых центров, мы можем сделать вывод о том, что дизайн - это не только стратегическая составляющая имиджа ретейл-сети, он также потенциально влияет на долю рынка, занимаемую ретейл-оператором.
Несомненно, европейский опыт создания ярких, запоминающихся торговых марок очень важен для российских игроков fashion-ретейла, так как им приходится конкурировать не только с отечественными торговыми марками, но и с зарубежными гигантами рынка. Если позволяют средства, тогда можно в оформлении экстерьеров и интерьеров торговых помещений сетей воспользоваться услугами европейских дизайнеров, для которых работа на российском рынке уже не в новинку. В результате такого сотрудничества получаются довольно сильные работы, сочетающие европейские стандарты и сугубо российские культурные особенности.
Модный магазин №11, ноябрь 2009
Кристина Белова
С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".
С видами стандартной торговой мебели можно ознакомиться в разделе "Продукция".
Для расчёта производства индивидуальной мебели, пожалуйста, воспользуйтесь формой для оформления заказа:
Отправить запрос
Также Вы можете прислать проект "бренд-бук"" по адресу: laden@laden.ru
Или позвоните по телефону: +7 (999) 884-49-55