Различные универмаги по всему миру образовали удивительные империи розничной торговли. Они выдержали испытание временем со своими величественными фасадами, как у «Хар-родз» (в Лондоне), чьи тысячи лампочек сверкают, как покупательский рай, и у крупнейшего парижского универмага «Самаритен» («Samaritan»). Однако с появлением в 1980-х гг. теории визуального мерчандайзинга в розничной торговле появилась необходимость создавать подобные условия для покупателей и внутри магазинов. Для достижения успеха важное значение приобрел дизайн помещения. Сегодня многие владельцы магазинов, особенно ведущие модельеры, тратят время и значительные суммы не только на свои коллекции, но и на дизайн помещений.
Архитекторы универмага «Прада» в Нью-Йорке (офис Рема Кулхааса при городском Управлении архитектуры) не только отказались от использования какого-то фона для товаров,но и создали торговое пространство, которое путем нажатия кнопки может превращаться в демонстрационный зал. Пандус, поднимающийся вверх, открывает сцену для показов, расположенную напротив закрепленных зрительских мест, что создает атмосферу театра и привлекает покупателей в магазин.
Дизайн магазина охватывает все аспекты визуального мерчандайзинга: дизайн витрин и интерьера, а также торговое оборудование и освещение. Специалисты по визуальному мерчандайзингу, архитекторы и дизайнеры интерьера всегда работают рука об руку, создавая атмосферу торговых залов, которая прежде всего вдохновляет на покупки и способствует увеличению объемов продаж. И в этой области специалисты по визуальному мерчандайзингу могут в полной мере продемонстрировать свое мастерство.
В универмаге «Александр МакКуин» в Милане, спроектированном Уильямом Расселом, большое внимание было уделено освещению. Осветительные приборы полностью спрятаны в потолке и по периметру стен; скрыты также все розетки, лампочки и неприглядные решетки. Колонна с круглой скамьей является фокусной точкой для всего пространства, вокруг нее происходит движение по торговому залу, а приглушенное цветное освещение создает приятный фон для всех модных коллекций.
Почему важен дизайн магазина?
Дизайн магазина поддерживает имидж торговой марки и является основой успешной стратегии розничной торговли. Бизнесмены используют дизайн магазина для привлечения покупателей внутрь. Если некоторые предприниматели предпочитают утонченный дизайн, то другим нравится нечто броское и даже шокирующее, в результате чего о таких магазинах ходит много разговоров.
Дизайн "Будущие системы», воплощенный в бирмингемском филиале универмага «Селфриджез», который открылся в 2003 г., стал культовой частью городской архитектуры. Как и у центрального магазина в Лондоне на Оксфордстрит, у него нет вывески с названием над входом. Гордон Селфридж говорил, что магазину не требуется название, все должны узнавать его по исключительному дизайну, и новый универмаг в Бирмингеме прекрасно соответствует этому принципу.
Прежде чем выбрать, каким путем следовать, бизнесмен должен прежде всего определить демографический состав своих покупателей. Традиционные покупатели, возможно, и не обрадуются, если их местный универмаг сменит свой облик на современный и футуристический. Многие коммерсанты пользуются проверенным форматом, который они используют при открытии магазинов. Традиционные магазины, такие как британские «Маркс и Спенсер» («Marks & Spenser»), вероятно, только пострадают, если неожиданно превратятся в авангардистские универмаги; риск в этом случае очень велик, поскольку от магазина могут отвернуться даже самые преданные покупатели. Однако бывают случаи, когда разрушение стереотипов оборачивается благом. Например, в сентябре 2003 г. универмаг «Сел-фриджез» принял более современный облик и отошел от стиля лондонских зданий на Оксфорд-стрит начала XX в., когда открыл филиал в футуристическом стиле в Бирмингеме. Здание входило в программу реконструкции 1960-х гг. торгового центра «Буллринг». По мнению Гордона Селфриджа, к новому универмагу с его сотнями серебристых дисков и декоративным синим органическим стеклом покупатели относятся и с любовью, и с неприязнью, но, по крайней мере, он приметен и его постоянно обсуждают.
Кто занимается дизайном магазина?
В определенные моменты всем коммерсантам в розничной торговле приходится консультироваться с архитектором либо по поводу дизайна нового магазина, либо по поводу модернизации существующего. Обычно они консультируются с архитектором, имеющим опыт работы в сфере торговли, который отличается от опыта строительства домов, поскольку учитывает фактор привлечения публики в магазин. В большинстве случаев коммерсанты обращаются к архитекторам, имеющим опыт проектирования в дизайне магазинов, но иногда привлекают для их оформления молодых талантливых дизайнеров.
Многие архитекторы привносят в дизайн магазинов свой «фирменный» стиль и по этой причине зачастую приглашают именно их. Когда знаменитый французский производитель хрусталя Баккара для оформления своих парижских магазинов пригласил известного дизайнера и архитектора Филиппа Старка, директора предполагали, что его роскошные, но причудливые творения не оставят равнодушными преданных покупателей. Старк также разработал эксклюзивную коллекцию хрусталя для продажи в магазинах, чтобы подчеркнуть стиль дизайна.
Прежде чем приступить к дизайну магазина, архитектору следует собрать как можно больше информации о товаре и торговой марке, что значительно облегчит понимание задачи. Ему нужно знать весь ассортимент товаров и схемы их размещения на каждом прилавке, поскольку прилавки будут являться частью общей концепции дизайна. Схемы размещения товаров также играют важную роль в создании единого стиля торгового зала. И конечно же очень важны кассы, склады и офисы, которые требуется включать в окончательный вариант дизайна, а их оформление — это часть работы специалиста по визуальному мерчандайзингу.
Архитектор должен начинать работу с подготовки концепции идей, которую будет представлять клиенту для одобрения, и они могут не совпадать с его ожиданиями. После одобрения концепции дизайна архитектор разрабатывает планы этажей, составляет график работ для всего здания и определяет бюджет. Он также предлагает подрядчиков, различных специалистов и контролирует весь процесс работ. Ответственность за то, чтобы магазин открылся точно в срок, лежит на подрядчиках (строители, электрики, маляры и столяры).
Тони Морган
Визуальный мерчандайзинг
Витрины и прилавки для розничной торговли