Что такое дизайн магазина?

Различные универмаги по всему миру образовали удивительные империи розничной торговли. Они выдержали испытание временем со своими вели­чественными фасадами, как у «Хар-родз» (в Лондоне), чьи тысячи лампочек сверкают, как покупательский рай, и у крупнейшего парижского универмага «Самаритен» («Samaritan»).  Однако с по­явлением в 1980-х гг. теории визуального мерчандайзинга в розничной тор­говле появилась необходимость созда­вать подобные условия для покупате­лей и внутри магазинов. Для достижения успеха важное значение приобрел ди­зайн помещения. Сегодня многие вла­дельцы магазинов, особенно ведущие модельеры, тратят время и значитель­ные суммы не только на свои коллек­ции, но и на дизайн помещений.
 
Архитекторы универмага «Прада» в Нью-Йорке (офис Рема Кулхааса при городском Управлении архитектуры) не только отказались от использования какого-то фона для товаров,но и создали торговое пространство, которое путем нажатия кнопки может превращаться в демонстрационный зал. Пандус, поднимающийся вверх, открывает сцену для показов, расположенную напротив закрепленных зрительских мест, что создает атмосферу театра и привлекает покупателей в магазин.
 
Дизайн магазина охватывает все аспекты визуального мерчандайзинга: дизайн вит­рин и интерьера, а также торговое оборудо­вание и освещение. Специалисты по визу­альному мерчандайзингу, архитекторы и дизайнеры интерьера всегда работают рука об руку, создавая атмосферу торговых залов, которая прежде всего вдохновляет на покуп­ки и способствует увеличению объемов про­даж. И в этой области специалисты по визу­альному мерчандайзингу могут в полной ме­ре продемонстрировать свое мастерство.
 
В универмаге «Александр МакКуин» в Милане, спроектированном Уильямом Расселом, большое внимание было уделено освещению. Осветительные приборы полностью спрятаны в потолке и по периметру стен; скрыты также все розетки, лампочки и неприглядные решетки. Колонна с круглой скамьей является фокусной точкой для всего пространства, вокруг нее происходит движение по торговому залу, а приглушенное цветное освещение создает приятный фон для всех модных коллекций.
 
Почему важен дизайн магазина?
Дизайн магазина поддерживает имидж торговой марки и является основой ус­пешной стратегии розничной торговли. Бизнесмены используют дизайн мага­зина для привлечения покупателей внутрь. Если некоторые предпринима­тели предпочитают утонченный дизайн, то другим нравится нечто броское и да­же шокирующее, в результате чего о таких магазинах ходит много разгово­ров.
 
Дизайн "Будущие системы», воплощенный в бирмингемском филиале универмага «Селфриджез», который открылся в 2003 г., стал культовой частью городской архитектуры. Как и у центрального магазина в Лондоне на Оксфордстрит, у него нет вывески с названием над входом. Гордон Селфридж говорил, что магазину не требуется название, все должны узнавать его по исключительному дизайну, и новый универмаг в Бирмингеме прекрасно соответствует этому принципу.
 
Прежде чем выбрать, каким путем следо­вать, бизнесмен должен прежде всего опре­делить демографический состав своих поку­пателей. Традиционные покупатели, воз­можно, и не обрадуются, если их местный универмаг сменит свой облик на современ­ный и футуристический. Многие коммерсан­ты пользуются проверенным форматом, ко­торый они используют при открытии магази­нов. Традиционные магазины, такие как британские «Маркс и Спенсер» («Marks & Spenser»), вероятно, только пострадают, ес­ли неожиданно превратятся в авангардист­ские универмаги; риск в этом случае очень велик, поскольку от магазина могут отвер­нуться даже самые преданные покупатели. Однако бывают случаи, когда разрушение стереотипов оборачивается благом. Напри­мер, в сентябре 2003 г. универмаг «Сел-фриджез» принял более современный облик и отошел от стиля лондонских зданий на Окс­форд-стрит начала XX в., когда открыл фили­ал в футуристическом стиле в Бирмингеме. Здание входило в программу реконструкции 1960-х гг. торгового центра «Буллринг». По мнению Гордона Селфриджа, к новому уни­вермагу с его сотнями серебристых дисков и декоративным синим органическим стеклом покупатели относятся и с любовью, и с не­приязнью, но, по крайней мере, он приметен и его постоянно обсуждают.
 
Кто занимается дизайном магазина?
В определенные моменты всем ком­мерсантам в розничной торговле при­ходится консультироваться с архитек­тором либо по поводу дизайна нового магазина, либо по поводу модерниза­ции существующего. Обычно они кон­сультируются с архитектором, имею­щим опыт работы в сфере торговли, ко­торый отличается от опыта строитель­ства домов, поскольку учитывает фактор привлечения публики в мага­зин. В большинстве случаев коммер­санты обращаются к архитекторам, имеющим опыт проектирования в ди­зайне магазинов, но иногда привлека­ют для их оформления молодых талант­ливых дизайнеров.
 
Многие архитекторы привносят в дизайн ма­газинов свой «фирменный» стиль и по этой причине зачастую приглашают именно их. Когда знаменитый французский производитель хрусталя Баккара для оформления сво­их парижских магазинов пригласил извест­ного дизайнера и архитектора Филиппа Старка, директора предполагали, что его роскошные, но причудливые творения не ос­тавят равнодушными преданных покупате­лей. Старк также разработал эксклюзивную коллекцию хрусталя для продажи в магази­нах, чтобы подчеркнуть стиль дизайна.
Прежде чем приступить к дизайну магазина, архитектору следует собрать как можно больше информации о товаре и торговой марке, что значительно облегчит понимание задачи. Ему нужно знать весь ассортимент товаров и схемы их размещения на каждом прилавке, поскольку прилавки будут являть­ся частью общей концепции дизайна. Схемы размещения товаров также играют важную роль в создании единого стиля торгового за­ла. И конечно же очень важны кассы, скла­ды и офисы, которые требуется включать в окончательный вариант дизайна, а их оформление — это часть работы специали­ста по визуальному мерчандайзингу.
Архитектор должен начинать работу с подго­товки концепции идей, которую будет пред­ставлять клиенту для одобрения, и они могут не совпадать с его ожиданиями. После одоб­рения концепции дизайна архитектор раз­рабатывает планы этажей, составляет гра­фик работ для всего здания и определяет бюджет. Он также предлагает подрядчиков, различных специалистов и контролирует весь процесс работ. Ответственность за то, чтобы магазин открылся точно в срок, лежит на подрядчиках (строители, электрики, маля­ры и столяры).
 
Тони Морган
Визуальный мерчандайзинг
Витрины и прилавки для розничной торговли

С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".

С видами стандартной торговой мебели  можно ознакомиться в разделе "Продукция".