Бутик CHANEL: контраст двух начал

Питер Марино - всемирно известный американский архитектор. Именно он разработал дизайн квартиры Энди Уорхола на Восточной улице, тем самым вписав свое имя в историю мирового дизайна. Широкую известность принесли ему также проекты, созданные и реализованные в сотрудничестве с крупнейшими модными Домами мира: ESTEE LAUDER PLAZA и здание с магазином и офисом GIORGIO ARMANI в Нью-Йорке, магазины FENDI в Нью-Йорке и Риме, бутики LOUIS VUITTON в Париже и Гонконге. Марино стал автором семи магазинов CHANEL в Париже, Нью-Йорке, Осаке и Токио. Теперь увидеть его творения можно и в Москве.

Высокое мастерство архитектора и дизай­нера Питера Марино проявляется в том, что ему удается воплотить образ CHANEL, каж­дый раз создавая очень разные интерьеры. Так, один из парижских бутиков по своему оформлению повторяет квартиру Коко в Париже на улице Камбон, служившую в свое время образцом интерьерного дизайна. А при разработке шоу-рума Дома на Бевер-ли-Хиллз Марино удачно обыграл извест­ную всему миру упаковку духов CHANEL №5.

Каждый магазин должен иметь свое соб­ственное лицо - вот главный принцип, кото­рым руководствуется дизайнер. Так, офис CHANEL в Токио он превратил в гигантский экран с помощью более чем 700 000 свето-диодов. Бутик в Москве не стал исключени­ем. На небольшой площади Питеру Марино далось создать новое пространство, одно­временно концептуальное и лаконичное, простое и изысканное - это ли не знамени­тая элегантность марки?

Магазин площадью 280 кв. м разделен на три небольших зала, расположенных по анфиладному принципу. Цветовая гамма отличается сдержанностью. Для оформления использованы традиционные для CHANEL цвета: белый, черный и бежевый. Цветовой лаконизм компенсирован разнообразием материалов, их фактур и свойств. Пол выпол­нен из бежевого мрамора, стеллажи из кра­шеного дерева и металла, белого стекла и зеркала, мебель (торговая мебель) обита твидом, витрины име­ют рельефную фактуру. Игра с материалами разнообразила строгость цветового решения, не нарушив его цельности. Интерьер построен на строгой геоме­трии: господство прямых линий и углов, гар­моничное сочетание горизонталей и верти­калей, игра с плоскостями. Он напоминает собой чертеж (идея, отчасти перекликаю­щаяся с темой упаковки духов с самым лаконичным названием - номером). Цвето­вые переходы также подчиняются этой логике, где каждому цвету отведена своя роль. Так, черный соответствует линиям и нишам, будь то стены и полки огромных стеллажей, боковая отделка столов или рамы зеркал. Марино создал в простран­стве каждого зала своеобразную объемную сетку из черных конструкций стеллажей. Белый и бежевый цвета соответствуют пло­скостям. ежевый мрамор пола, белые сто­лешницы, поверхности полок и панно, оформляющие стены контрастируют с чер­ными линиями стеллажей. Этот же мотив повторяется и на потолке, где лампы вмон­тированы в ниши, что позволяет добиваться светотеневых эффектов.

Такое, казалось бы, простое решение смягчает извечный контраст двух основных цветов, делая его естественным. Эффект усилен еще и тем, что ниши, квадратные или прямоугольные по форме, в первом зале сделаны черными. Конфликт, усиленный удлиненной формой ниш, тут же получает разрешение в следую­щем зале, где черный цвет присутствует лишь на потолке (тень от лампы).Все три зала сходны по своему оформ­лению, но каждый из них оригинален по-своему. Первый из них почти целиком отдан аксессуарам. У входа размещены стойки с очками, в стеклянных витринах выставлены украшения, на стеллажах раз­ложены сумки, а отдельная зона, оформ­ленная черными панелями, полностью посвящена часам. Это, наверное, самый шикарный образ. При входе господствует черный цвет, сменяющийся затем беже­вым. Ярким цветовым акцентом стали панели винного цвета с волнообразным рисунком, использованные для оформле­ния стеллажей. Около витрин с бижутерией расставлены стулья-кресла, обитые тви­дом с вкраплением золотой нити. Красный и золотой цвета еще встретятся в других залах, но здесь они сообщают простран­ству особую шикарную нотку, так много значащую для выбора аксессуаров.

Второй зал практически весь, за исключе­нием небольшого стеллажа с парфюмери­ей, посвящен обуви и сумкам. Его про­странство отличается простотой оформления. Стеллажи удачно выделяются на фоне светлых стен. Заслуживает интерес использование зеркал во всю высоту поме­щения. Таким образом оформлены смеж­ные стены, чередующиеся со стеллажами, причем каждое зеркало поставлено так, что в нем отражается стеллаж, стоящий напро­тив. Такое повторение не разрушает соз­данную «сетку», но сообщает пространству дополнительный объем, не говоря уже о прямой функции зеркал.

Дизайнер обыгрывает линии, очерчиваю­щие заполненный объем, и пустоты. Их соот­ношение удивительно гармонично, и они пропорционально представлены в интерье­ре. Структурные стеллажи противопоставля­ют линии полок и пустые пространства между ними. Этот конфликт повторяется в скелетных этажерках, стоящих в зале, а так­же в столах, представляющих собой парал­лелепипеды с незаполненными гранями, подчеркнутыми ребрами. Верхние части стеллажей свободны от полок, а внизу рас­положена обувь (торговое оборудование для магазинов обуви). Это сообщает интерьеру легкость и визуально увеличивает про­странство.

Таким образом, контраст двух начал поддержан на всех уровнях - и в цвете, и в свете, и в объеме. Благодаря повторению одного приема разными способами и в разных вариантах интерьер выглядит уди­вительно цельным. Этому способствует также общая световая композиция, приобретающая остроту только в первом зале. Мягкие диваны и кресла, занимаю­щие центральную часть зала, обиты беже­вым твидом, одним из любимых материа­лов знаменитой Коко. Твид сообщает интерьеру мягкость и в то же время солид­ность. Он перекликается с оформлением витрин, которые по своей фактуре напоми­нают плетеные древесные волокна.
 
Центральное пространство третьего зала занимают диван, перед которым расположен экран, и кресла из твида брусничного цвета. В шкафах и на стеллажах по периметру этого зала представлена верхняя одежда. Задним фоном служат серебряные панели, по фактуре сходные с окрашенным деревом. Использова­ние металлизированного цвета возвращает нас в первый зал, замыкая таким образом круг.
 
При этом может возникнуть вопрос: как при подобном интересе, вызванном самим по себе интерьером, не упустить из вида главное - что это именно магазин? Марино прекрасно справился с этой задачей. Одеж­да, обувь и аксессуары являются главными деталями спокойного интерьера. Именно для них предназначены полки стеллажей, именно их выгодно «подсвечивают» светлые стены, именно они заполняют визуальную «сетку». 
 
Кроме того, интерьер оформлен до такой степени в духе самой госпожи Шанель, считавшей, что «самые простые вещи оказываются самыми прекрасными», что создает с коллекцией гармоничное и нерасторжимое единство. Интерьер получился изысканно простым, роскошным и элегантным, поэтому он запоминается. Новый бутик CHANEL по праву может стать учебным пособием для моло­дых дизайнеров (дизайн магазинов). 

 

 

Марина Португал

Фото © O.Saillant CHANEL

Журнал "Модный магазин", №1-2 (70), 2009

С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".

С видами стандартной торговой мебели  можно ознакомиться в разделе "Продукция".